Педагог и ученый - Плодовый сад

Педагог и ученый

Екатерина Семеновна Черненко – профессор кафедры биологии и основ сельского хозяйства Мичуринского педагогического института, доктор сельскохозяйственных наук, дочь ученика И. В. Мичурина известного селекционера Семена Федоровича Черненко и жена крупного ученого Валентина Ивановича Будаговского. Редко встретишь семью, в которой жили трое талантливых ученых, оставивших значительный след в развитии плодоводства не только нашего города, но и нашей страны.

 

Портрет ЕС Черненко

Е.С. Черненко

Екатерина Семеновна многие годы преподавала в Мичуринском педагогическом институте. Каким замечательным педагогом она являлась, знают многие ее ученики. Ее лекции всегда были яркими и запоминающимися. Она основала биостанцию педагогического института в пойме реки Лесной  Воронеж, на которой студенты проходили практику. Совсем недавно Е. С. Черненко издала книгу «Сады Будаговского» — о самом близком ей человеке, ее муже, основоположнике карликового садоводства в России В. И. Будаговском. Как радовалась она этому событию, как она была благодарна губернатору О. И. Бетину, главе г. Мичуринска В. Н. Макарову, за помощь в издании книги. Она писала также книгу о своем отце С. Ф. Черненко, которую, к сожалению, не успела издать. Я близко знала Екатерину Семеновну, я училась у нее в институте, училась у нее жизни и работоспособности.  Какая это была умная и скромная женщина1 Говорят: «Все гениальное – просто». Эти слова о Екатерине Семеновне Черненко. Она ушла из жизни, но дело ее осталось. Биостанция педагогического института, созданная Е. С. Черненко, имеет научное, учебно-практическое и производственное значение. Фона собрала там коллекцию лучших сортов яблони своего отца, ученого-селекционера С. Ф. Черненко, создавшего «Яблоневый календарь» с разными сроками созревания плодов, от летних до позднезимних. Эта коллекция уникальна, подобной нет больше ни в Мичуринске, ни в других городах России. Очень важно сейчас, когда нет Екатерины Семеновны, сохранить эту коллекцию-сад. Собраны лучшие сорта, которые хорошо зарекомендовали себя десятилетиями. Черенки с деревьев этого сада могут использоваться для размножения и закладки новых садов в Мичуринске, Мичуринском и других районах Тамбовской области.

Е. С. Черненко выведено и оформлено шесть сортов яблони, которые отмечены как высоковитаминные и зимостойкие. Очень ценным является гибридный фонд яблони Е. С. Черненко. Среди этих гибридов Екатериной Семеновной были отобраны наиболее перспективные для оформления в качестве сортов, но она не успела завершить эту работу. Например, два гибрида, полученные на основе сорта «Первенец», отличаются крупными размерами, хорошими вкусовыми качествами и высокой лежкостью. Для одного из этих гибридов с наиболее крупными плодами планировалось название «Добрыня» или «Илья Муромец».

Е. С. Черненко посылала черенки своих сортов многим садоводам.  Уже после ее смерти С. Д. Звонников из Самары сообщил, что все сорта Е. С. Черненко хорошо перенесли эту суровую зиму. Не вымерзли яблони сортов Екатерины Семеновны и в Подмосковье.

В своей книге  «Сад ХХ1 века» профессор Ирина Сергеевна Исаева описывает несколько сортов Е. С. Черненко: «Десертное Будаговского», «Памяти Будаговского» и «Полинка». Она пишет: «В одном яблоке сорта Екатерины Семеновны содержится дневная доза витаминов или столько, сколько в трех яблоках сорта «Антоновка».

Е. С. Черненко организовала на биостанции маточник карликовых подвоев. Это суперкарликовые, карликовые, полукарликовые подвои. Они использовались для прививок к ним разных сортов яблони и получения посадочного материала на карликовых подвоях для школьных садов.

Передо мной материалы международной научно-практической конференции в г. Мичуринске 24 – 25 мая 2006 года. Е. С. Черненко всего одну неделю не дожила до нее. В них статья Е. С. Черненко  «Школьный сад в экологическом воспитании детей: проблемы и перспективы». В ней она говорит о той роли, которую должны играть пришкольные участки и сады в развитии у детей любви к природе, бережного отношения к ней. приобщении к полезному труду. К сожалению, многие школы отказались от пришкольных участков. А жаль. На примере нашего города из 26 школ пришкольные участки сохранились только у восьми. Ни в одной школе нет сада, тем более карликового. Эти сады имеют преимущество потому, что на участке деревья-карлики можно сажать значительно гуще, они имеют ранее плодоношение, обильную урожайность, более крупные, более ярко окрашенные и более вкусные плоды. Школьные сады помогут учителям биологии в осуществлении многогранной внеклассной работы. Весной дети увидят цветущие яблоньки, похожие на белоснежных невест, осенью они увидят, как деревья усыпаны прекрасными плодами. Такие картины не могут не вызвать восхищение у детей. Дети, посадив сад и получив через 2 – 3 года урожай, испытают огромное удовлетворение от собственного полезного производительного труда. При этом желательно провести беседу о работах И. В. Мичурина и его талантливых учеников. Карликовые сады по рекомендации Е. С. Черненко посажены в пяти школах Мичуринского района: Красинской, Стаевской, Кочетовской, Хоботовской и Глазковской. Это стало возможно благодаря личному участию начальника Мичуринского районного отдела народного образования В. Н. Климкина   (выпускника биофака Мичуринского пединститута). Дело за школами г. Мичуринска и начальником Управления образования города А. А. Власовым.

Я подробно рассказываю об этом потому, что важно сохранить биостанцию, так как на ней Екатерина Семеновна работала десятилетиями и создала хорошую базу для обучения студентов практическим основам садоводства. На биостанции имеются все условия для получения саженцев яблони разных сортов на карликовых подвоях и обеспечения ими пришкольных участков. Хочется обратиться к ректору педагогического института, депутату Областной Думы профессору В. И. Яценко, декану биологического факультета доценту Л. П. Петрищевой, сотрудникам кафедры биологии и основ сельского хозяйства: «Сохраните то, над чем работала Екатерина Семеновна Черненко всю свою жизнь, продолжайте ее дело, дело ее отца и мужа! Это будет хорошей памятью видным ученым, прославившим наш город-наукоград и продолжившим дело великого ученого И. В. Мичурина».

Всего раз я была в доме у Е. С. Черненко. Когда я узнала, что она до глубокой старости топит печь углем, не имея на это времени, сил и здоровья, я пришла в ужас: «Екатерина Семеновна, Вы Педагог и Ученый с большой буквы, и Вы так живете?» Я сразу же переговорила с главой города Н. Н. Макаровым. Он лично приехал в дом Е. С. Черненко, сочувственно отнеся к этому положению и, успокоив Екатерину Семеновну, сказал, что поможет подвести к ее дому газ. В течение нескольких месяцев газ был подключен, и до слез было трогательно услышать от Екатерины Семеновны: «Тамара Ильинична! Мы наконец-то отогрелись!» Как сейчас я сожалею, что это было сделано слишком поздно. Скромность ученого не позволила ей обратиться куда-либо за помощью. Именно поэтому Екатерина Семеновна часто болела бронхитом, переходящим в астму, и наша вина в том, что мы не увидели ее нужды, не помогли ей раньше.

В доме, который построили два ученых: В. И. Будаговский и Е. С. Черненко, имеется огромный архив и не только их, но и С. Ф. Черненко. Как важно сохранить этот архив документов, фотографий, печатных изданий для потомков. Первое, что нужно сделать – установить мемориальную доску на доме по ул. Гагарина, 40-Б, взять дом под охрану как памятник истории и науки и создать музей трех ученых: Семена Федоровича Черненко, Екатерины Семеновны Черненко и Валентина Ивановича Будаговского, как филиал дома-музея И. В. Мичурина. Я обращаюсь к губернатору области О. И. Бетину, главе города Мичуринска В. И. Макарову, ректору МГПИ, депутату Областной Думы В. Н. Яценко: «Не дайте погибнуть архиву, дому, сортам и подвоям, выведенным С. Ф. Черненко, В. И. Будаговским и Е. С. Черненко. Это будет им вечной памятью».

Директор музея-усадьбы А. М. Герасимова,
Заслуженный работник культуры РФ,
Лауреат премии им. А. М. Герасимова
Т. И. Воронова

Оставить комментарий